Всеукраинский научно-методический семинар (с международным участием) «Новые педагогические технологии в преподавании языков иностранным студентам»

Несмотря на затяжную холодную зиму и кризис в украинских вузах и душах, кафедра филологии ФПИГ ХНАДУ начинает новую научную традицию: проводить в конце зимы научно-методический семинар для всех, заинтересованных в вопросах преподавания языков иностранным студентам.

Так, 16 февраля 2017 года, в семинаре, который состоялся в Харьковском национальном автомобильно-дорожном университете, приняли участие почти 100 участников не только из Харькова, но и из ряда других городов Украины. Международное участие всеукраинскому семинару обеспечили участники из Беларуси, так же специалисты по преподаванию языков студентам-иностранцам.

Обсуждение докладов на семинаре состоялось в ходе пленарного заседания и во время работы дискуссионных платформ.

Цель семинара заключалась в обмене опытом применения новейших педагогических технологий в преподавании языков студентам-иностранцам, в обсуждении актуальных вопросов и перспектив развития этих технологий и методик, а также в привлечении их к аудиторной и дистанционной подготовке иностранных студентов в высших учебных заведениях.

Семинар проведен для расширения научных связей, обмена информацией и знаниями между учеными и специалистами Украины по направлениям:

• новейшие педагогические технологии в методике преподавания языков;

• интерактивные технологии и языковая подготовка иностранных студентов;

• вопросы языковой подготовки иностранных студентов в рамках изучения профессиональных спец. дисциплин;

• языковая подготовка и культурно-психологическая адаптация студентов-иностранцев в новой культурной среде.

Доклады, которые были заслушаны на семинаре, свидетельствуют о том, что преподаватели-языковеды активно работают над привлечением новейших педагогических технологий в учебный процесс на подготовительных отделениях и факультетах подготовки иностранных граждан украинских вузов. Обучение иностранных студентов является одной из актуальных проблем современного образования, потому что формирует международный имидж нашей страны и демонстрирует ее достижения на рынке образовательных услуг. Реалии современного образовательного процесса обусловливают необходимость привлечения в него новых педагогических ресурсов и технологий, которые стали бы залогом успешного овладения языками студентов-иностранцев, а также повысили качество профессиональной подготовки иностранных граждан с целью углубления связей в условиях глобализированного международного сообщества.

Итак, в условиях постоянного обновления методов и практик преподавания иностранных языков, а также из-за непрерывного роста технических возможностей возникает постоянная потребность таким образом выстроить методику преподавания языков иностранным слушателям и студентам украинских вузов, чтобы она отвечала требованиям современного рынка образовательных услуг и удовлетворяла потребности всех участников образовательного процесса. Поэтому использование в языковой подготовке иностранцев новейших педагогических технологий становится первоочередной задачей научно-педагогического состава подготовительных факультетов и отделений украинских вузов.

Вопросы оптимизации учебного процесса для иностранных граждан в мире, который постоянно меняется и совершенствуется, требует объединения усилий коллективов кафедр, занимающихся подготовкой иностранных студентов.

Основными направлениями научно-методической работы в этой области считаются:

• совершенствование системы языковой подготовки иностранных студентов, должно базироваться на привлечении новых методов и технологий в соответствии с международными стандартами качества высшего образования и стандартов Украины;

• постоянное совершенствование педагогических технологий в языковой подготовке иностранных студентов, разработка и внедрение инновационных компьютерных технологий, создание современных программных продуктов для обеспечения процесса языковой подготовки иностранных студентов и для повышения их мотивации в обучении, чему способствует заинтересованность предметом;

• углубленное и разнообразное использование интерактивных форм обучения, призванных активизировать коммуникативную, познавательную и творческую деятельность студентов, обеспечить развитие знаний, умений и навыков, необходимых для их овладения русской и украинской речью.

Как видим, несмотря на общественные и экономические проблемы, научное сообщество продолжает работать над актуальными вопросами, и тесный круг преподавателей русского и украинского языков как иностранных – не исключение. Поддерживая традиционные методы обучения, мы готовы и открыты к познанию и внедрению новейших педагогических технологий в учебный процесс, чтобы сделать его действительно эффективным, интересным и современным.