Научно-исследовательская работа кафедры в 2017-2018 учебном году

Объект исследования – теория и методика преподавания языков студентам иностранцам на начальном этапе, а также процесс обучения русскому и украинскому языкам как иностранным.

Цель работы: привлечение традиционных и новейших методик преподавания языков студентам-иностранцам на начальном этапе с учётом психолого-педагогических особенностей преподавания русского и украинского языков как иностранных.

Методы исследования: психолого-педагогические наблюдения за учебным процессом, систематизация и обобщение педагогического опыта, анализ соответствующей научной литературы.

За отчетный период были опубликованы две коллективные монографии в соавторстве с зарубежными партнерами (авторы Шарапова Е.В.; Бондаренко Л.Н.). Преподавателями кафедры было опубликовано 47 статей, в тoм числе 6 в сборниках ВАК и 2 в дальнем зарубежье; оглашен 51 доклад на 11 международных научно-методических, научно-практических и научно-технических конференциях и семинарах, из них 2 дальнем и 2 в ближнем зарубежье; опубликовано 56 статей в соавторстве со студентами. 

Кафедра организовала и провела Международную научно-практическую конференцию «Проблемы и перспективы подготовки иностранных студентов» (12 октября 2017 г.), Международный научно-методический семинар «Новейшие технологии в преподавании языков иностранным студентам» (6 февраля 2018 г.) и ХХII Международную научно-практическую конференцию «Преподавание языков в высших учебных заведениях на современном этапе. Межпредметные связи» (5-6 июня 2018 г.).

Проблемы теории и методики преподавания языков студентам-иностранцам на начальном этапе имеют важное значение в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов для дальнего зарубежья в ЗВО Украины.

Главное место в исследовании данной проблемы занимают:

- применение инновационных и мультимедийных технологий в обучении русскому языку как иностранному на начальном этапе;

- особенности разработки интерактивных лексико-грамматических презентаций по русскому языку как иностранному для SMARTboard;

- особенности дистанционного курса для студентов-иностранцев на начальном этапе обучения и новейшие подходы к самостоятельной работе студентов;

- вопрос лингвистической, культурной и психологической адаптации студентов-иностранцев в условиях образовательного пространства Украины;

- методика обучения аудированию в условиях начального этапа обучения;

- роль статической и цифровой наглядности в процессе обучения русскому языку как иностранному.

Результаты научно-исследовательской работы кафедры продемонстрировали, что проблемы теории и методики преподавания языков студентам-иностранцам на начальном этапе актуальны в условиях украинского образования. В работе, проведенной преподавателями кафедры, значительное внимание уделялось применению инновационных технологий в обучении РКИ на начальном этапе, современным методам преподавания русского (украинского) языков как иностранных, традиционным методам преподавания языков.

Перспективными направлениями в научном исследовании проблем преподавания русского (украинского) языков как иностранных являются:

- защита диссертационных исследований и написание статей в профессиональных изданиях и в изданиях, которые входят в реферативные базы Scopus и Web of Science;

- применение инновационных (мультимедийных, игровых, коммуникативных и т.д.) технологий в учебном процессе;

- создание современных учебных материалов и их внедрение в учебный процесс.

Что касается научно-исследовательской работы студентов, кафедра филологии традиционно ежегодно проводит студенческую научно-практическую конференцию, целью которой является, во-первых, привлечение иностранных студентов к научно-исследовательской работе, во-вторых, повышение уровня их познавательной активности. Первая цель реализует актуальную задачу высшей школы  – научить студентов выступать с научной информацией, сформировать у них навыки научного общения. Вторая – именно для преподавателей кафедры филологии – дает возможность усилить мотивацию изучения их учениками русского / украинского языка как иностранного, а для студентов – практически реализовать знания русского / украинского языка, которые они получили на занятиях, и желание самостоятельно развивать их, обогащая свой словарный запас и расширяя различные речевые возможности.

Проведение таких мероприятий, как студенческая конференция для преподавателей РКИ и иностранных учащихся довузовского этапа подготовки является результатом хлопотливой, ответственной работы, предшествующей проведению самой конференции. Преподаватели кафедры филологии и студенты начинают готовить доклады по следующему плану: 1. Выбор темы, интересной докладчику и аудитории. 2. Подбор материала, достойного научно-исследовательского уровня. 3. Работа над языком и стилем доклада, что требует от преподавателя умения адаптировать текст; от студента – использования лексики и синтаксических конструкций, присущих научному тексту. 4. Работа над композицией доклада, что требует освещения трех основных разделов: введения, главной и заключительной частей. Вступительное слово должно содержать в себе краткие сведения о докладчике и о мотивации выбора им данной темы. Главная часть должна быть построена по принципу прозрачности, усваиваемости изложенной информации, что требует выбора определенных языковых единиц. Несмотря на небольшой стаж изучения студентами русского (украинского) языка как иностранного, текст доклада не должен быть упрощенным, поскольку это научно-исследовательская работа, интересный материал для взрослых, в определенной степени уже образованных людей, а мы знаем, что сложная мысль не может быть выражена совсем просто. Заключительная часть может включать в себя не только выводы, подведение итогов изложенного, но и определенное обращение к аудитории, информацию о личных предпочтениях автора. 5. Подготовка иллюстративной составляющей доклада, в том числе с использованием инновационных технологий. 6. Выработка умений и навыков выступать с устным монологическим высказыванием перед публикой (работа над произношением, интонацией, правильной постановкой логического ударения, пауз, добавление экспрессии, эмоций, потому что текст доклада должен быть услышанным, понятым, а в результате ещё и заинтересовать и обогатить слушателей).

В 2017-2018 учебном году юбилейная 80 Международная студенческая научно-практическая конференция «Языковая личность в поликультурном мире» состоялась 5 апреля. Конференция этого года была посвящена университету ХНАДУ, ведь проводилась в восьмидесятый раз.

Логическим завершением конференции стало награждение всех участников дипломами «За активное участие в конференции», а итогом этой работы мы считаем замечательное психологическое её воздействие на познавательную активность наших студентов, поскольку она вызывает у учащихся интерес, чувство уверенности в своих силах, способствует самоутверждению личности студента и потому интернационализму, который так нужен для мирной жизни на Земле.

Вверх