Конференциальная осень

Традиционно осень – не только начало учебного года, но и время проведения разнообразных научных мероприятий, которые открывают новый этап научных исследований и исканий после относительного летнего затишья. Лучшие ученые обсуждают научные вопросы на многочисленных конференциях, семинарах, конгрессах и симпозиумах, демонстрируя высокий потенциал отечественных высших учебных заведений.

Не исключение здесь и Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет. Так, 1-2 октября 2015 года на факультете подготовки иностранных граждан   ХНАДУ состоялась уже традиционная, хорошо известная в среде преподавателей русского языка как иностранного  Х Международная научно-практическая конференция, «Проблемы и перспективы языковой подготовки иностранных студентов в высших учебных заведениях», посвященная 85-летию  ХНАДУ. Соучредителем этой конференции стал Казахский национальный университет имени  аль-Фараби (г. Алматы, Казахстан). К началу работы конференции был издан сборник материалов конференции, в котором опубликована  141 статья.

На торжественном открытии конференции выступили проректор ХНАДУ по научно-педагогической работе и международным связям проф. Тохтарь Г.И.,  декан факультета подготовки иностранных граждан ХНАДУ доц. Сторчак О.Г.,  зав. кафедрой языковой подготовки ХНАДУ  доц. Моргунова Н.С., а также зав. кафедрой языковой и общеобразовательной подготовки иностранцев КазНУ имени аль-Фараби проф. Ихсангалиева Г.К.

Участники конференции с благодарностью заслушали  приветственное письмо Президента УАПРЯЛ проф. Л.А.Кудрявцевой, которая отметила, что ежегодное проведение данной конференции стало доброй традицией и символом единения преподавателей-русистов.  Эта конференция логически продолжает ряд мероприятий, которые проходят под эгидой УАПРЯЛ в разных регионах Украины. «Такие форумы позволяют не только обмениваться новыми творческими идеями, научно-методическими разработками, но и способствуют популяризации, сохранению и распространению русского языка и литературы как части мировой культуры»,   –  подчеркнула в своём письме проф. Л.А.Кудрявцева.

На пленарном  заседании были заслушаны доклады участников из Украины, Казахстана и России. Особый интерес присутствующих вызвала  информация, с которой выступила С.В.Варава (ХНУ им. В.Н.Каразина)  «Об итогах работы XIII Конгресса МАПРЯЛ в Гранаде (Испания, 13-20 сентября 2015 г.)». Участниками Всемирного Конгресса в Гранаде были  шесть харьковчан – представителей ведущих харьковских вузов.

В рамках конференции работали три секции. Самой многочисленной по количеству участников была секция № 1 «Традиционные и инновационные технологии в методике преподавания русского (украинского) языка как иностранного» (руководитель – зав. кафедрой филологии ХНАДУ, к.п.н.,  доц. Л.С.Безкоровайная). Работой секции № 2 «Психолого-педагогические основы обучения и межкультурная коммуникация в теории и практике преподавания неродного языка» руководила зав. кафедрой языковой подготовки  ХНАДУ, к.психол.н., доц. Н.С.Моргунова Секция 3 «Современные методы преподавания гуманитарно-естественных и специальных дисциплин на неродном языке» проводила свою работу под председательством зав. кафедрой естественных и гуманитарных дисциплин ХНАДУ, д.т.н., доц. Т.Б.Никитиной.

На конференции были представлены доклады представителей 15 вузов Харькова, а также других городов Украины: Киева, Запорожья, Полтавы, Кривого Рога, Одессы и Черкасс. Обширна география и зарубежных участников конференции: Казахстан, Россия, Сербия, Болгария, Германия, Египет, США, Канада и Австралия.

В результате плодотворной работы и активного обсуждения докладов, прозвучавших на конференции, участники пришли к выводу, что вопросы оптимизации учебного процесса для иностранных граждан, совершенствования средств и методов обучения требуют объединения усилий коллективов кафедр, занимающихся подготовкой иностранных студентов. Основными принципами обеспечения развития методических и практических наработок должны быть:

– разработка новых и совершенствование старых приемов и методов обучения иностранных граждан на разных этапах и формах обучения;

– разработка и внедрение инновационных компьютерных технологий, создание современных программных продуктов для обеспечения учебного процесса;

– констатация роли внеаудиторной работы как одного из путей повышения познавательно-коммуникативной компетенции учащихся.